Износ тормозных колодок: причины, последствия, признаки
Езда на машине с изношенными тормозными колодками чревата аварией. Чтобы ее не допустить, следует понимать, почему колодки изнашиваются, как этот процесс можно обнаружить.
Основные особенности
Тормозными колодками (ТК) в автомобиле называются элементы, присутствующие в колесах и обеспечивающие торможение. Главная их функция — посредством трения заставить диск (либо барабан) остановиться.
Выполнения данной функции становится возможным благодаря наличию в тормозных колодках следующих слоев:
• фрикционного, обеспечивающего необходимое трение;
• шумопоглощающего;
• адгезивного, гарантирующего сцепление рабочего слоя и металлической основы.
Также в составе ТК присутствует несущая пластина из стали и демпфер.
Некоторые производители колодок применяют особый состав фрикционных смесей, улучшающий технические качества колодок. Несмотря на это они имеют свойство изнашиваться. С передними ТК это происходит, в среднем, после 30-40 тыс. км пробега. С задними — после 100 тыс. км.
Причины износа
Изнашивание тормозных колодок может быть обусловлено разными причинами:
1. Интенсивностью торможения. Частые наборы и сбросы скорости провоцируют увеличение нагрузки на ТК, их быстрое истирание.
2. Условиями эксплуатации автомобиля. Частая езда по бездорожью приводит к тому, что ТК быстро загрязняются, выходят из строя раньше обычного.
3. Настройками системы торможения. К примеру, неправильная установка дисков приводит к неравномерному прижатию ТК, их скорому истиранию.
4. Разновидностью КПП. Автоматическая коробка подразумевает замедление хода авто исключительно с помощью штатной системы тормозов. Торможение двигателем допускается лишь при наличии механической коробки.
5. ABS-системой. Ее наличие делает давление колодок оптимальным. Их выход из строя наступает не так быстро, как в авто, лишенных ABS-системы.
Причина изнашивания ТК может крыться в материале, использованном для их производства. С одной стороны, твердый материал гарантирует эффективное и безопасное торможение. С другой — ускоряет истирание тормозных дисков. При выборе колодок из того или иного материала рекомендуется учитывать стиль вождения авто.
Последствия износа
Независимо от того, какая причина спровоцировала изнашивание ТК, их дальнейшее использование чревато следующими негативными последствиями:
• сильному трению металла о металл в ходе остановки машины;
• снижению коэффициента трения и неэффективному торможению;
• повреждению тормозных дисков, образованию на них канавок и царапин.
Основа изношенных колодок будет цепляться за эти царапины и канавки. В итоге колеса может заклинить во время движения, авто окажется в заносе, из которого очень проблематично выйти.
Специальные датчики
Специально для своевременного обнаружения вышедших из строя ТК и предотвращения аварийной ситуации созданы датчики, предупреждающие о наличии проблемы. Они бывают двух типов.
Для дисковых тормозов был создан механический датчик (МД), представляющий собой пластинку из металла, которая ставится на основании ТК. Высота возвышения такого устройства соответствует допустимому минимуму толщины феродо. Как только этот минимум достигается, происходит соприкосновение датчика с диском, сопровождающееся свойственным торможению звуком.
Очевидные преимущества МД заключаются в следующем:
• отсутствуют сложные конструктивные составляющие и электронная «начинка»;
• при определенном уровне износа ТК гарантировано корректное срабатывание.
К недостаткам прибора механического типа относят высокую возможность его смещения при техобслуживании авто, ином воздействии.
Если на колодках, дисках появляется грязь, механическое устройство может раньше времени просигнализировать о ненадлежащем состоянии тормозных колодок. Это также является минусом.
Прибор второго типа — электронный датчик (ЭД) — может быть встроен или установлен снаружи.
Электронное устройство наружного типа предполагает разные варианты монтажа:
• в специальное отверстие;
• в выемку феродо.
В обоих случаях высота устройства аналогична минимальной толщине фрикционного слоя.
ЭД встроенного типа характерна более сложная схема работы. Во фрикционном слое имеется металлический контакт в оболочке из пластика. По мере изнашивания данного слоя происходит следующее:
1. Диск соприкасается с контактом.
2. Цепь замыкается.
3. В салоне машины загорается прибор, сообщающий о том, что ТК нуждаются в замене.
Данный прибор продолжит светиться до момента, пока пришедшие в негодность колодки не будут заменены.
Датчик электронного типа, в сравнении с механическим, имеет технологически более усовершенствованную конструкцию. Он дает возможность распознать проблему без демонтажа системы торможения и колес.
Если электронная «начинка» датчика становится неисправной, прибор, по сути, превращается в механическое устройство. О проблеме с колодками он сигнализирует соответствующим скрипом, возникающим в процессе трения металла о диск.
Наряду с преимуществами у ЭД есть и недостатки.
Во-первых, он более уязвим для различного механического воздействия.
Во-вторых, корректность его работы напрямую зависит от состояния электросети в автомобиле. К примеру, присутствующая на электрической проводке влага может стать поводом для ложного включения электронного устройства или его поломки.
Характерные признаки
Поскольку механические и электронные датчики могут ломаться, давать некорректную информацию, автовладельцам важно уметь распознавать изнашивание тормозных колодок без таких устройств. Это можно сделать по ряду характерных признаков, возникающих в ходе управления машиной:
1. Некорректной работе тормозной педали. При нажатии она начинает проваливаться.
2. Вибрации, сопровождающей резкую остановку. Вибрация ощущается на кузове авто либо на тормозной педали.
Еще один очевидный признак, указывающий на проблемы с ТК — скрип в ходе процесса торможения. Он слышится, когда колодки начинают непосредственно контактировать с тормозными дисками. Это указывает на неправильное прижатие фрикционного слоя.
На истирание ТК может указывать и более длинный тормозной путь. Но самостоятельно водителю обнаружить этот признак непросто.